Статистика

Пользователи : 36
Статьи : 105
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 146770

Счётчик

Христианское искусство сегодня

Что есть современное христианское искусство? Ответ на этот вопрос искали в Московском культурно-просветительском центре «Покровские ворота». Здесь состоялась выставка экспонатов Музея христианского искусства и встреча с его основателем протоиереем Андреем Юревичем (12 марта 2012 г.).

Участники круглого стола: практикующие художники, искусствоведы и священники. Если эти три стороны придут к взаимопониманию, христианское искусство в 21-м веке может пережить возрождение.

Где граница между храмовым и внехрамовым искусством? Почему даже самое виртуозное копирование образцов прошлых веков не позволяет раскрыться потенциалу современного православного искусства? Канон — это жесткие рамки, ограничивающие свободу творчества или правила, которые помогают развитию творческой мысли? Каким должно быть соработничество заказчика и художника? Эти и многие другие вопросы были обозначены на круглом столе.

Круглый стол проводила атташе по культуре Представительства Ватикана в РФ Джованна Парравачини. В обсуждении участвовали художник Сергей Антонов, Александр Карнаухов, искусствоведы Лилия Ратнер и Ирина Языкова и другие.

 

Джованна Парравачини: Кто в центре творчества?

Джованна Парравачини

Джованна Парравачини

Я как-то вспомнила фразу, которую сказал протоиерей Всеволод Шпиллер, чтобы определить творчество, правда, не художника, а пианистки Марии Юдиной: «Знаете, в чем разница между нами и ей? Когда мы говорим о Боге, о наших отношениях с Богом, мы говорим: “Я верю в Бога”. Она, наоборот, говорила: “Я верю в Бога”».

То есть перед настоящим художником, в особенности, перед художником, который занимается христианским искусством, встает вопрос: кто в центре творчества? Свои собственные интуиции? Свое собственное понимание? То есть христианское искусство — то, которое говорит прежде всего о человеке? Или искусство, которое прежде всего является явлением чего-то другого, таинственного, но реального присутствия, перед которым художник старается как-то передать то, что он видит и слышит.

Какие сегодня задачи? Во-первых, задачи как концепция, как идея — что должно сделать искусство? Здесь есть два пути. Путь, если хотите, западный: христианская картина — это иллюстрация для неграмотных, чтобы они видели в картинках то, что они не могли читать в книгах. Гораздо глубже концепция, которая развивалась в восточной части Римской империи — богословие, где иконы, картины, изображения не заменяют каким-то образом образом Книгу, но, наоборот, акцентируют то, о чем Книга тоже говорит.

Это во-первых. Во-вторых — проблема преображения. Что должно иллюстрировать христианское искусство? То, что видит сам художник или, наоборот, оно — скорее, точка зрения Бога?

Функция пророчества. Функция преображения. Функция служения художника той истинной реальности, перед лицом которой он находится.

Еще один вопрос: каким языком? Чтобы выразить пророчество и преображение, чтобы выразить внутреннее послушание той реальности — надо найти какой-то особый язык, который своими навыками мог бы рассказать о том, что не поддается описанию.

Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского: Христианский художник должен быть искренним.


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить