Статистика

Пользователи : 36
Статьи : 105
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 168198

Счётчик

Христианское искусство


ХРИСТИА́НСКОЕ ИСКУ́ССТВО
(см. искусствоХристос) — условное название обширной области художественного творчества, вдохновленного идеями христианского учения (см. содержание и форма в искусстве). Более широкое понятие — сакральное искусство; более узкое и конкретное, связанное с выполнением заказов церкви определенной конфессии, — церковное искусство.

Не бывает церковного художественного творчества, но существует церковное искусство как искусная многофункциональная деятельность по обустройству храмаСтроительство церкви — общее дело, а не только работа художника (сравн. буддийское искусстводревнеамериканское искусствоИндии искусствоиндуистские божестваиудейское искусствоКитая искусствомусульманское искусствоЯпонии искусство).

Ученики и последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами в 43 г. в Антиохии, Сирия (Деян. 11:26). Вначале это название применяли противники новой общины как бранное слово, затем оно утвердилось в качестве официального. Исторически в христианской церкви сложилось несколько конфессий (лат. confessio — "исповедание"): католическая, православная, протестантская и автокефальные ("самоглавенствующие") церкви. Понятие "кафоличество" (от греч. katholikos — "всеобщий") вначале использовали в качествесинонима "христиане" (это наименование закреплено в греческом тексте книги Деяний Апостолов). Православной, или ортодоксальной (ср.-греч. orthodoxos — "правоверный, последовательный",) церковью до констатинопольского собора 869—870 гг. называли римско-католическую, поскольку восточные патриархи "прельстились" ересью александрийского пресвитера Ария, утверждавшего, что Христос не единосущен Богу Отцу, а стоит ниже Его, поскольку зачат, сотворен (см. Равенна). Арианство было осуждено на первом Вселенском соборе христианской церкви в Никее в 325 г. Разделение церквей на восточную и западную произошло в 1054 г. После неудачной попытки объединения на Флорентийском соборе в 1439 г. за восточной церковью окончательно закрепилось название православной, а за западной — римско-католической. С VII в. вАрмении, с X в. во Фракии действовала секта павликиа́н (от имени Св. Апостола Павла, послания которого особенно почитали). Павликиане считали, что мир бесповоротно разделен на духовное Божественное царство и материальное царство Сатаны, поэтому, отвергая все материальное, отрицали и саму церковь, культ святых и иконИконоборческийпериод (VIII — первая половина IX в.) пережило христианское искусство Византии. Иконоборческим (в отношенииизобразительного искусства) было протестантское движение на Севере Европы в начале XVI в. (см. Реформации период). Споры о единосущном начале Св. Троицы вели несториане (от имени константинопольского патриарха Нестория; ?—450), признававшие в личности Иисуса Христа два начала: Человеческое и Божественное, но утверждали, что Божество воплотилось в Иисуса лишь после Крещения (см. Символ веры). Особое положение занимают католические церкви восточных обрядов, сохраняющие отношения с Римом на правах Унии (самостоятельного союза; см. украинское барокко;экуменизм). Различия исторических, этнических, культурных, социальных традиций обусловили существование разныхиконографических школ, которые с большой долей обобщения иногда именуют западной и восточной.

Главной особенностью христианского мироощущения, делающим его своеобразным, отличным как от античного, так и от иудаистского, являетсяИсторизм, осмысление действительности как временного состояния мира и его движения от Сотворения к дню Страшного суда (см. хилиазмэсхатология). Однако есть и другая особенность, в значительной степени определяющая духовные основы христианского изобразительного искусства. Это приверженность телесности, унаследованной от античности через историю Византии. Языческая античность никогда не была полностью элиминирована (устранена) христианством. В связи с этим Н. А. Бердяев (см. антроподицея) писал: "Эллинские начала внутри Христианства составляют богатство Христианства, но они менее динамичны. С ними связана преимущественно созерцательная сторона Христианства. Вся созерцательная метафизика Христианства со всей его догматикой и созерцательной мистикой — эллинского происхождения... Великое созерцание Божественного бытия более свойственно духу эллинскому, чем движущемуся историческому духу еврейскому. С эллинскими элементами Христианства связана и всякая эстетика, всякая красота, потому что эллинский мир является колыбелью, источником, на веки веков, красоты в мире христианском и вообще в мире. С ними связана вся красота христианского культа, и все протестантские попытки очистить Христианство от язычества приводили лишь к ослаблению христианской эстетики и христианской метафизики"1. Однако, несмотря на очевидную преемственность эстетики, новый, послеантичный мир демонстрировал отсутствие цельности мышления. "Философски мыслящих эллинов особенно поражало и привлекало в эту эпоху иудейское единобожие. Они только что сумели напряжением философского разума преодолеть мифологический политеизм, и вот они узнают, что существует безвестный народ, который на совершенно иных путях духовной жизни сделал то же самое, и притом, если верить его преданиям, в незапамятные времена!"2 Внутренне конфликтным оказалось раннехристианское искусство, в котором еще не были найдены формы, примиряющие и соединяющие две идеологии: идеал античной красоты и динамизм иудео-христианского мышления. Внимание к личностиСпасителя, попытка художников убедительно, зримо передать Его человеческий облик сделали закономерным привлечениеклассических форм и приемов, выработанных в истории античного искусства. Однако вместе с заимствованием языческих форм были восприняты и тенденции натурализмагедонизмасенсуализма, противоречащие спиритуалистическому началу раннего христианства (см. обмирщение искусства). Христианский император Константин I Великий (306—337) установил в столице колонну с собственной статуей в образе бога Солнца Гелиоса-Христа, а собственный кенотаф (символическое надгробие) в церкви Двенадцати Апостолов устроил по образцу гробницы Христа в Иерусалиме, окружив монумент кенотафами Апостолов наподобие императорских телохранителей (см. Константинополь). В одно и то же время художники создавали образ "Доброго пастыря" по всем правилам античного "идеализированного натурализма" и изображения типаидеограмм: знак Христа в виде рыбыАгнца Божьегоякоря (символ прибежища). Апокрифический сюжет "Сошествия во Ад"представляли образом Св. Анастасии (персонажа, не имеющего никакого отношения к этому сюжету), поскольку ее "говорящее" имя (греч. Anastasis — "Воскресение") символизирует период между смертью распятого Христа и ЕгоВоскресением, в который, согласно легенде, Спаситель спустился в Ад и вывел оттуда праведные души.

Изображение символов Евангелистов вместо них самих, несмотря на имеющуюся культуру портретности в раннехристианскую ироманскую эпохи, как и надписи, претендующие на замещение изобразительных форм, "занимает, по существу, как бы промежуточное положение между словом и изображением... По представлениям сакральной эстетики, надпись выражает первообраз не в меньшей, если не в большей степени, чем изображение... почитание в равной степени относится к образу и к имени"3. В связи с этим понятно устремление писать икону, сочетая идеографию и словесный текст, дабы избежать соблазна профанации, искуса "изобразать неизобразимое" (см. древнерусское искусство"Стоглав"; см. также апофатизм;исихазмпсихосоматикасемантика изобразительного искусствасимволизмсинергетическая функцияспиритуализм;сотериология искусствасредневековое искусствотело и душа).

Разделение Римской империи на Восточную и Западную, юридически оформленное в 395 г., распространение античной культуры — эллинизация — и одновременная христианизацияварваров — кельтских и германских племен, особая роль в процессе становления западноевропейской культуры римско-католической церкви как самостоятельной политической силы и, с другой стороны, сращивание светской и духовной власти в странах восточных деспотий, обусловили не только церковный, но и художественный раскол (см. русское искусство). В XIV—XV вв. на Руси формировалось убеждение, что "живописание", или "живоподобие", в церковном искусстве — от дьявола (см.Василий Блаженный), что "латины в живописании древний обычай изменили". Протест против "живоподобных изображений" объясняет, в частности, почти полное отсутствие скульптуры в искусстве православного храма вплоть до рубежа XVII—XVIII вв., времени европеизации русского искусства (сравн. парсунастрогановская школа живописи и ремеселфряжский стиль). На Западе искусство скульптуры с натуралистической раскраской получило наивысшее развитие в XIII—XVI вв. Однако натуралистические тенденции в XVII—XVIII вв. затронули и православную иконопись. В этом отношении интересно наблюдение, что поновление старых икон, так называемые записи, производили не из соображений экономии (ради использования старых иконных досок), оно могло иметь сакральный, символический смысл. Этим же можно объяснить обычай захоронения старых икон, сплавления их "по воде"4. Общей идейной основой западного и восточного христианского искусства служили священные тексты Ветхого и Нового Заветов, литургия, труды Отцов Церквиминеичасословы (см. такжебиблейские сюжеты"Золотая легенда"). Документальной основой в постренессансную эпоху стала библейская археология. Историзм христианского мировоззрения, прежде всего на Западе, послужил причиной того, что в период наивысшего спиритуализма христианского искусства — в эпоху Готики и проторенессанса — в композиции церковных произведений включали античные сюжеты и персонажи. Образы ПерсеяГераклаАлександра Македонского перетолковывали на новый лад (см. "Добродетели и пороки""Геракл на распутье"моралитэ"Морализованный Овидий""Полет Александра Македонского на небо"). Античные геммы с языческими изображениями помещали на христианские реликварии, формы античнойархитектуры усваивались композицией христианского храма (см. романизация христианского искусства). Именно эта художественная традиция оказалась наиболее плодотворной для западноевропейского искусства и дала блестящие результаты в эпоху Итальянского и Северного Возрождения, в то время как на Востоке эпоха Возрождения "не состоялась" (см. "русский ренессанс"). Еще одна важнейшая особенность христианского искусства — сохранение ремесленных традиций. В западноевропейской средневековой эстетике качества материала: его твердость, прочность, физическую красоту рассматривали как принадлежность Божественного, нерукотворного начала. Отсюда одухотворение техники искусства. Традиции художественных ремесел и цеховых секретов приравнивали к сакральным началам творчества; в изощренности техники, качестве обработки материала видели Божественную премудрость.

Отсюда одна из концепций, объясняющая силу воздействия христианского искусства. В этой форме художественного мышления гармонично соединились "нерукотворное", мистическое начало (лат. vera icon — "истинный образ") и ремесленная культура преображения физического материала (см."Одушевление материала как принцип красоты"). Именно так абстрактныетеологические идеи обрели зримый облик, одновременно возвышенный и земной, запредельный и понятный человеку, исторически-конкретный и всеобщий, материалистичный и спиритуалистичный. Столь необычное сочетание было усилено внутренней, духовной свободой, завоеванной западноевропейской цивилизацией на рубеже Средневековья и Нового Времени. Христианство провозгласило свободу человеческой личности, ее ценность и уникальность в вечном процессе Божественного Творения; христианское искусство выработало зримые формы для воплощения этой идеи. Так идеология соединилась с эстетикой, мечтой человека о прекрасном мире.

Высокое искусство возможно только в условиях свободы творческой личности, преодолевающей тяготы земной жизни. В этом заключен нравственный смысл христианского искусства. Многие шедевры древности — египетскиепирамиды, греческие колоссы, римские форумы — представляют собой памятники человеческой гордыни. Но какой силой должна обладать религия, способная подвигнуть людей на создание грандиозных готических соборов, сияющих всеми красками мира витражей, бесчисленных статуй, поражающих воображение росписей Сикстинской капеллы в Ватикане!? Великое количество шедевров христианского искусства, несмотря на столь же огромные потери в результате варварства ивандализма, впечатляют не только мощью художественных образоввозвышенностью, но и искренностью религиозногочувства (см. также АбендландЗапад и Востоксакральная география христианской культурыфаустовский тип культуры).

1 Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 130—131.

2 Аверинцев С. Греческая литература и ближневосточная "словесность" (противостояние и встреча двух творческих принципов // Типология и взаимосвязи литератур Древнего Мира. М., 1979. С. 235—236.

3 Успенский Б. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. С. 230.

4 Там же. С. 241—242.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить