Статистика

Пользователи : 36
Статьи : 105
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 146774

Счётчик

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ 2012 года

Выставка "Души невидимые струны"

Выставка "Души невидимые струны"


Персональная выставка

"Души невидимые струны":
живопись, батик, поэзия

Анжела Голодецкая (живопись, батик)

Александр Игнатов и Наталья Левченко (поэзия)

5 - 20 мая 2012 г.

Выставочный зал Одесского Историко-краеведческого музея
по адресу: ул. Ланжероновская, 24а


Фото открытия выставки можно посмотреть на сайте - http://arts.in.ua/news/1234


Посмотреть работы Анжелы Голодецкой

Анжела Голодецкая
Почитать стихи Александра Игнатова

Игнатов Александр





ПРЕСС-РЕЛИЗ

В суете повседневных забот мы редко обращаемся к глубинным вопросам бытия, к невидимым истокам человеческой души. Лишь иногда, глядя на ночное звездное небо, спрашиваем: «А зачем все это? Есть ли в этом какой-то смысл?» И пытаемся ответить. Каждый по-своему. Каждый доступными ему средствами…

Художественная выставка «Души невидимые струны» Анжелы Голодецкой и ее друзей, поэтов Александра Игнатова и Натальи Левченко, как раз является результатом их творческих поисков и размышлений о месте и роли человека в многообразном, сложном и не до конца понятном  Мире. Она стала естественным продолжением творческого сотрудничества и общения художника и поэтов. И хотя их диалог нередко переходил в "разноголосицу" и споры об искусстве и жизни, результатом являлись новые стихи и картины.

Загадочными стилизованными формами, иногда наивно-примитивной пластикой выражает Анжела Голодецкая свои мысли в акриловой живописи. Ее замысловатые батики наполнены фольклорными узорами и символами, язык которых касается архетипической образности и, тем самым, становится близким и понятным зрителям. Подобным символическим знаковым путем следует в своем поэтическом творчестве и Александр Игнатов. Стихи Натальи Левченко лирическим напевом задают свои вопросы о смысле человеческого бытия. Поэзия и пластика переплетаются в архаичные знаки и узоры – свидетели времени,  напоминающие о прошлом, о связи времен и поколений.

В работах Анжелы часто присутствует образ реки. Реки текут подобно нашей жизни – неустанно и неудержимо, иногда спокойно и тихо, иногда быстро и бурно. Реки соединяются, сливаются друг с другом, подобно судьбам людей. Какой поворот впереди, и что за ним?

Анжеле присущ поиск нового, она не боится экспериментировать. И даже если результаты поисков не вполне удачны, они не бывают банальными и обыденными. В своих размышлениях художница часто обращается к  библейским образам и мотивам, подчеркивая тем самым свою приверженность вечным ценностям и идеалам. То же проявляется и в поэзии Александра Игнатова. Но истину невозможно выразить словом или мазком. Все до конца невыразимо…

Авторы не дают ответов, не расставляют точки над «i», но их совместными усилиями создается особая атмосфера, способная вызвать отклик и побудить ищущий ум к поиску. К такой беседе, касающейся невидимых струн души и закодированных ритмов пространства, приглашают авторы выставки.


Выступление Вероники Анатольевны Коваль
на открытии выставки

Прежде всего, мне хочется сказать сразу, что нынешняя выставка – это очень значительное событие в жизни города. Во-первых, потому, как она серьезно подготовлена и сделана.  Не часто бывают такие проекты, которые долго вынашиваются, готовятся, которые сочетают в себе различные виды искусств.  И как это все здорово скомпоновано, подобрано, как это все стоит на своем месте. И видно, что это работа не одного художника, это работа целого коллектива. Спасибо за такую глубокую, серьезную подготовительную работу.

Во-вторых, это работы такого масштаба и такого содержания, которые тоже редко увидишь сегодня.  Позвольте мне зачитать цитату известного русского философа Ивана Ильина, причем применительно к работам. Я знаю, что уже многие посмотрели работы. И вы увидите, что работы Анжелы Голодецкой вполне идут в русле того, о чем говорит философ. И больше того, философ помогает нам понять содержание этих работ. Так вот, Иван Ильин говорил: «Творчество возникает не в пустоте, протекает не в произвольном комбинировании элементов, как думают теперь многие верхогляды. Творить можно только приняв богоданный мир, войдя в него, вросши в его чудесный строй, и слившись с его таинственными путями и закономерностями. А для этого нужна сила любви, весь дар таинственного перевоплощения, отпущенный человеку. Человек творит из сущего, создавая новое в пределах  данного ему естества, внешне материального и внутренне душевного. Творящий человек должен научиться созерцать сердцем, видеть любовью, уходить из своей малой личной оболочки в светлые пространства Божии, создавать новое из древнего и невиданное из предвечного». На мой взгляд, это удивительно точные слова. Я не знаю, было ли это предметом вашей дискуссии, но этот настой человека, который творит,  я думаю, он очень ярко выражен в нынешней выставке.

Что хочется сказать. Вот недавно показали такой сюжет по телевидению, который показался мне страшным и поразил. Многие его, наверное, видели. Как в космосе новая звезда она буквально съедает старую. И вот, показали, как она поглощает ее, как она растворяет ее и как меняется та картина космического пространства, в котором находятся эти звезды. И вот, это очень иллюстрирует ту мысль, что в космосе, вне видимого нами пространства, происходят загадочные  еще для нас, непостижимые явления. Но одно понятно – они происходят не плавно, не в гармонии, но они происходят в борьбе. Они идут на контрастах, они стараются друг друга то ли поглотить, то ли как-то вытолкнуть. Эти космические явления они, конечно, сказываются на нас. Но нам, которые видят звездное небо, прогуливаясь вечером по бульвару, это трудно осознать. Но вот художник, может прорваться через это наше неведение.  И поэтому, я бы назвала эту выставку не так, как она названа - простите меня - несколько лирически и мягко, благостно. Я бы назвала и определила те работы, которые мы видим, словом «прорыв».

Что такое прорыв, откуда и куда? Что автор хочет сказать этими произведениями?  Она вкладывает в них свое содержание. И вы видите, что они ведь чаще всего нефигуративные эти работы.  Поэтому в них можно вкладывать содержание очень большое, свое. И для зрителя это может быть, с одной стороны, довольно трудно. Для зрителя может быть не очень искушенного и заинтересованного. Но для зрителя, который хочет это понять, это действительно явление очень большое. И он поймет, что это за прорыв. И вот, я оставляю за собой право высказать свою точку зрения, свое понимание того, что мы здесь видим. Почему прорыв? Потому что вечная борьба мира, борьба миров, она происходит от самых, может быть  глубин, до самого бесконечного космоса.

Здесь есть работа, которая называется «Зерна». Начинается с того, как зерна прорастают, они рвутся, Мы знаем, что росток может прорвать асфальт.  И вот этот момент, причем под землей, это тоже не просто пласт какой-то глины, там тоже идет борьба, там тоже идет своя жизнь неорганическая и органическая. И, наконец, некие сущности вырываются наружу.  Наверное, так же происходит и рождение человека, когда он из небытия, из каких-то таинственных сил происходящих в лоне матери, прорывается наружу с криком. Но с криком радости, изумления еще может быть не понятого самим младенцем, но вырывается новая жизнь. И вот это, то, что выходит наружу, оно продолжает жить очень напряженной и очень, часто может быть не осознаваемой им и нами в целом, но подчиняясь каким-то космическим законам. И художник, или может видеть эту жизнь, или может не видеть, но Анжела Голодецкая направляет всю нашу жизнь, всю жизнь сущего, жизнь человека, направляет вверх. Она заставляет  нас прорываться вверх. Это нелегко, это очень трудно. И в этом смысле работа «Узкие врата» это чрезвычайно характерная работа, и, на мой взгляд, невероятно интересная. Узкие врата, через которые, или жизнь человеческая прорывается в мир сущего, или люди прорываются через  узкие врата в ту самую трубу, о которой мы много слышали. Та труба, которая уводит нас в Рай, или назовите его как-то по-другому. Но дело в том, чтобы попасть туда, человек должен прорваться. Он своей жизнью должен туда прорваться. И я хочу сказать что, вы знаете, вот Анжела туда прорвалась. С большим  уважением я это говорю. Что она смогла уже своим творчеством, она смогла прорваться в этот мир. И мне кажется, что она показывает его нам оттуда. Правда? Оттуда она смотрит на это все. Она смотрит сверху. Она смотрит даже не с высоты птичьего полета. Он смотрит откуда-то очень высоко, где земля кажется небольшой, где деревья сливаются в массу, похожую на какие-то квадраты или кубы, где реки могу течь в разных направлениях. Вот она нам показывает, как происходят на земле постоянные перелив, перетекание, перерастание одного в другое; как одни формы переходят в другие, каким образом происходят все эти чудеса.

Есть ли человек на ее полотнах? Тут, наверное, тоже можно посмотреть по-разному. Когда мы видим на реке малюсенькие лодочки, и там два или три или один человек, в одиночестве.  Интересно, это те люди, которые когда-то существовали, перволюди, которые только только начинают чуть-чуть ориентироваться в этом мире? Или это люди, которые уже прошли через этот мир, и они уже как-то стали некими другими, они уже на пути туда. Человеческая форма уже теряет для них какой-то смысл. Мы можем гадать об этом. Но, тем не менее, вот все, что происходит на земле. А это что? Это реки, которые у Анжелы очень часто присутствуют, или моря. Это символ движения, это бурлящие какие-то потоки. Или наоборот, спокойно растекающаяся по пространству и создающая какой-то сложный узор для нашего воображения.  Или это наоборот реки очень бурные. Это камни, это земная твердь. Или это третья сила – это небеса, это небесные стихии.  Вот эти все три силы художница видит. Она, я бы сказала, ощущает их. Для этого нужно особое зрение и особая какая-то связь с космосом. То, что она у нас есть, это безусловно. И мне хочется еще привести одни слова основоположника науки о творчестве начала ХХ века, Энгельбейера. Они тоже весьма уместны.  Он говорит о процессе творчества. «Здесь имеется в личности окно. И в это окно космос вливается в личность.  И входит в нее не как посторонний элемент, но как необходимая интегрирующая составляющая часть творчества». И вот в работах Анжелы чувствуется это дыхание космоса.

Можно читать эти работы несколько по-другому. Можно не видеть в них космических просторов, космические явления, чрезвычайно масштабные, а можно видеть в каждой из них просто свое человеческое духовное начало. Вот это духовное начало художница очень бережно взращивает, она нам показывает: - человек стремись туда, куда нужно стремиться, не оставайся на земле; пусть сила гравитации тебя не тяготит, старайся прорваться вверх. А это возможно только в том случае, - возвращаюсь к Ильину, - когда ты окрылен любовью и ты занимаешься творчеством, чем бы ты не занимался. Вот в чем предназначение человека, на мой взгляд! Это в творчестве. И Анжела своим языком, сложным иногда, она нам пытается вот это до нас донести. Прорывайтесь выше! Стремитесь к вершинам! Стремитесь к божественному началу! Только оно может нас поднять и окрылить. Согласитесь, что в наше время это звучит, может быть, несколько идеалистически. Но нам нужно именно такое, нам нужно сегодня тянуться к свету. Мы не можем ограничиваться только миром сущего. И художник не  должен ограничиваться только миром сущего. Так или иначе, он ведет разговор с вечностью.  И он делится с нами этой вечностью.

Вы видите, что под каждой работой есть стихи. Это тоже не случайно, это тоже плод долгого сотрудничества и тщательного отбора этих стихов.  И они, может быть иногда стихи, несколько скажем так, не о заоблачных высотах, но они, тем не менее, тоже нам показывают пределы нашего роста. И поэтому нужно воспринимать это как единое целое. И мне кажется, что вот эта выставка требует от нас тоже особого тщания.  Согласитесь, что по ней невозможно пробежаться. Я не представляю, что сюда можно привести экскурсию в 20-30 человек и чтобы экскурсовод вот так быстро их провела и что-то показала. Ничего не понятно. Восприятие искусства – это тоже труд души. И надо сказать, что Анжела заставляет нас потрудиться. Но кроме уважения, это ничего не вызывает.  И я просто хочу сказать, что на фоне того, что сегодня мы видим, на фоне живописи или легкой, легковесной, или живописи такой необдуманной совершенно, или живописи, которая уходит в чистую абстракцию, не передавая никакой смысл. Вот мы имеем такие работы, они нефигуративные. В них нет фактически фигуры человека, нет портрета, нет других жанров, к которым мы привыкли. Но, тем не менее,  это работы которые нас просто должны вдохновлять, должны. Вот я думаю, что это такие работы, вы знаете, они как серьезный такой толчок. Вот мне, например, кажется, что удивительно прекрасна работа под названием «Тишина». Я ее читаю как лежащую женщину. Она лежит на траве, или что-то другое. И сверху на нее что-то идет, что-то проливается на не, что-то проливается на нее каким-то дождем. И мне кажется, что эта тишина это не немота. Тишина складывается из множества звуков. И вот эти звуки идут к нам из под земли, они идут к нам из космоса. И вот важно понять это все, принять и по возможности воплотить в том творчестве, которым каждый из нас занимается.

Я думаю, что Анжела Голодецкая, проделала очень большой духовный путь, - как сказал Ильин, творчество не вырастает из пустоты, - и выставка яркое тому свидетельство. Что за ней стоят очень большие духовные искания. И просто я думаю повторюсь, это нужная для Одессы выставка, и очень значимая. Спасибо.

В. А. Коваль
искусствовед, журналист,
редактор отдела искусства журнала "Выставки Одессы"


 

Выставка пастора и художника Валерия Бабынина


"Под небом - Одесса" - персональная выставка живописи пастора и художника Валерия Бабынина. (Одесса, галерея "Маркофф", 20 июня 2012 г.)

Любовь к своему родному городу - Одессе, любовь к жизни и любовь к Богу - вот составляющие творчества Валерия Бабынина.

Его городские пейзажи Одессы наполнены южным солнцем, оптимизмом, жизнелюбием, благодатью Божьей. Прекрасное в повседневном, чудесное в обыденном, непреходящее в мимолетном - таков взгляд художника на окружающий мир и жизнь.

Выступление на открытии выставки

 



Картины автора